Исследовательская работа

 

Исследовательская работа

 

   В годы Великой Отечественной войны наша великая страна превратилась в единый лагерь. Призыв: «Все для фронта! Все для Победы!» стал не только девизом, но и смыслом жизни всех наших соотечественников. Советский тыл был прочной экономической базой в победе над фашизмом.
         Сибирь, Урал, Дальний Восток, Республики Средней Азии, Поволжье обеспечили армию и флот всем необходимым: боевой техникой и оружием, направили на фронт сотни мотострелковых, танковых и кавалерийских дивизий, прославившихся своими боевыми подвигами.
         В годы Великой Отечественной войны 1941-45 в Челябинск было эвакуировано около 60 промышленных предприятий, выпускавших позднее разнообразную военную продукцию. Среди них часть цехов Московского автозавода им. И.В. Сталина, Ленинградского Кировского завода, подмосковного завода "Электросталь", Московского завода "Калибр".В нашей реферативно-исследовательской работе мы рассматриваем вклад Челябинска в победу.


1.     Эвакуация населения.

     Челябинск не попал в зону военных действий, именно поэтому он стал  местом массовой эвакуации. Именно сюда эвакуировались и люди,  и предприятия с территорий, попавших в зону боевых действий.

         Одним из факторов, обеспечивших победу советского народа в Великой Отечественной войне, стала эвакуация, позволившая спасти жизни миллионов людей и пополнившая рабочей силой и производственными мощностями экономику советского тыла. По данным Центрального справочного бюро, действовавшего при Совете по эвакуации, предварительным результатам переписи эваконаселения и другим источникам, из угрожаемой зоны удалось переместить в тыловые районы различными видами транспорта примерно 17 млн. человек.

         В СССР не существовало детально разработанного плана эвакуации населения на случай вторжения противника на территорию страны, и механизм переброски в тыл производства и людских ресурсов формировался уже в ходе войны (Совет по эвакуации был образован 24 июня 1941 г., т.е. на третий день войны). Но в целом эвакуация носила организованный характер.

         Состав коренного населения Урала, как и. других тыловых районов СССР, изначально отличался этнической пестротой, что было обусловлено особенностями исторического и территориально-географического положения региона. Так, по данным переписи 1939 г., среди жителей Урала русские составляли 71.54%, татары - 8.95, башкиры - 5.96, удмурты - 3.89, украинцы - 3.00, мордва - 1.53, чуваши - 1.07% и т.д.

         В 1930-е гг. произошли массовые перемещения людей на строительство уральских гигантов социндустрии. Пестрота национального состава усилилась вследствие притока в регион раскулаченных, репрессированных и депортированных в 1920-1940-е гг. То же произошло и после эвакуации. Среди прибывших на 1 октября 1941 г. по эвакуации в Свердловскую обл. 54.5% составляли русские, 30 - евреи, 9.7 - украинцы, 2.9 - белорусы, 0.5 - поляки, 0.7 - латыши, 0.4 - эстонцы, 0.2 - литовцы, 0.04 - молдаване, 1.1 % - представители других национальностей [3].

         На Урале в 1941-1943 гг. жили и работали представители 60 наций и народностей из 52 областей и республик страны[4]. В 1943 г. в состав партийных организаций входили коммунисты 50 национальностей из Оренбургской обл., 49 из Башкирской АССР, 55 из Пермской обл., 65 из Свердловской обл., 44 из Удмуртской АССР, 66 из Челябинской обл.

         Плодотворно и взаимообогащаясь работала творческая интеллигенция. Профессорско-преподавательский состав учебных заведений Урала пополнился эвакуированными специалистами и стал более высококвалифицированным. Деятели культуры Украины, находясь в эвакуации в Башкирии, благодарили за оказанный им теплый прием: "За годы Отечественной войны Уфа стала для нас родным городом, и дружба наша в общей работе на оборону страны... возросла и окрепла" . По инициативе Союза писателей Башкирии и украинской секции писателей при активном участии общественности республики в 1941 г. отмечался юбилей украинского поэта И. Франко. Люди разных национальностей участвовали во всенародной помощи фронту. Летом 1942 г. среди молдавских граждан прошел сбор средств на постройку танков "За Советскую Молдавию".

         Отношения между эвакуированными и местными жителями различных национальностей на бытовом уровне в целом можно охарактеризовать как дружелюбные. Вот, например, что вспоминает о своем военном детстве Нина Тантлевская-Лебедева:

         "Начало войны. Мне 7 лет, брату 4 года. Вместе с мамой эвакуированы на Урал. Живем в бараках. Внутри вместо стен развешаны простыни. За каждой такой «стеной» - семья... Помню свой день рождения 7 января 1942 г. Соседка - учительница эстонка Ольга Павловна Нокс - подарила мне целое богатство - стакан сахара" [6].

         А.В. Вольфсон, эвакуированный в 1941 г. в Чкалов (Оренбург), так характеризует атмосферу того времени:

"На Среднем Урале до войны проживало немного евреев, они все практически работали рядом с русскими, вместе строили предприятия, и в общем людям не было знакомо это чувство (антисемитизм) в таком объеме, как в западных районах. Многие местные жители вообще не различали приезжих по национальности" [7].

2. Эвакуация предприятий  и промышленность Челябинска.  

         Город Челябинск - крупный индустриальный центр Южного Урала. В годы Великой Отечественной войны промышленность Челябинска перешла на выпуск военной продукции, и он стал одним из главных арсеналов Советской Армии. Многие эвакуированные заводы из западных районов страны в Челябинск организовали производство боевой техники и оружия прямо под открытым небом, проявляя массовый трудовой подвиг.

         С первых дней войны в Челябинск стали поступать поезда с оборудованием эвакуируемых предприятий. Большинство из них влилось в состав родственных заводов. Так, на заводе дорожно-строительных машин им. Колющенко были установлены станки предприятий Сум, Херсона и Москвы; на з-де им. С. Орджоникидзе (см. “Станкомаш”) – с 23 предприятий; на территории Челябинского ТЭЦ – механизмы Шатурской ГРЭС, Московской гор. электросетей и целого ряда подстанций. Однако производств. площадей не хватало, и завод органического стекла разместили в помещении пивоваренного и дрожжевого заводов. В зданиях ЧГПИ и ЧМЭСХ начал работать патронный завод № 541. Небольшое предприятие по выпуску боеприпасов обосновалось на складе “Заготзерно”; московский завод “Калибр” занял недостроенный театр оперы и балета им. М. И. Глинки. Всего в Челябинск было эвакуировано 60 промышленных предприятий. На выполнение оборонных заказов переводились все другие промышленные объекты города.[8]    

         В августе 1941 ГКО поручил коллективу завода им. Колющенко освоить производство боевой установки БМ-13 (“катюша”). Заводу предоставили дополнительные помещения у трамвайного парка и железнодорожного вокзала. Сборка “катюш” велась в старом гараже на перекрестке ул. Елькина и Труда. Ежемесячно челябинцы отправляли на фронт 45 установок БМ-13 и, кроме того, реактивные снаряды, мины, авиабомбы. К концу 1941 в числе действующих предприятий страны, производящих ферросплавы, оставался только завод в Челябинске. Уже в сентябре 1941 коллектив цеха № 2, используя новую технологию, увеличил производительность электропечей на 25 %. В марте 1942 вступила в строй печь № 19 для выплавки ферросилиция. В 1944 пр-во ферросплавов увеличилось более чем вдвое. За выполнение заданий ГКО коллектив завода в апр. 1945 был награжден орд. Ленина. Комбинатом по пр-ву тяжелых боевых машин стал танковый завод, созданный на базе ЧТЗ, Харьковского моторного и Кировского заводов . Его возглавлял зам. наркома танковой. промышленности И. М. Зальцман.       Танкоград – города с таким названием не было на карте нашей Родины. Челябинск получил это имя в начале войны, после слияния тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями: ленинградским Кировским и Харьковским. Возглавил «танковую империю» И.М.Зальцман, которого называли танкоградцем № 1.
      «Мозгом» Танкограда называли конструкторское бюро танкового завода, где работали выдающиеся конструкторы Ж.Я. Котин, Н.Л.Духов, И.Я.Трашутин, М.Ф.Балжи и другие. Здесь были созданы мощные танки КВ, ИС и «Т 34», самоходные артиллерийские установки.
      Всего за годы войны на заводе руками более 100 тысяч рабочих было выпущено 18 тысяч боевых машин, что составляет, примерно, пятую часть от всех машин, произведенных в стране.
Переход на конвейер помог сократить сроки сборки боевых машин вдвое. Коллектив завода, продолжая выпуск тяжелых танков, сумел освоить пр-во танков Т-34 за 33 дня, нового тяжелого танка ИС-1 – за 56 дней (1-я машина сошла с конвейера в окт. 1943). На выпуск продукции для фронта переходили и др. заводы Челябинска, например, электролитный цинковый, абразивный, транспортного машиностроения и т. д. Коллектив абразивного предприятия. за 1-й год войны увеличил выпуск изделий на 47 % (в окт. 1943 награжден орд. Труд. Красного Знамени). На ЧГРЭС были разработаны и внедрены ускоренные методы ремонта оборудования. Коллектив станции повысил среднегодовой коэффициент использования установленных мощностей до 97–98 %. Это был лучший показатель в стране. В апр. 1945 ЧГРЭС был награжден орденом Ленина. В Челябинске шло строительство и новых предприятий. В августе 1942 было начато строительство ЧМЗ, и уже 19 апреля 1943 металлурги нового предприятия выплавили 1-ю сталь, а 30 апреля 1944 заработала 1-я домна. С пуском ЧМЗ Челябинск стал металлургической опорой фронта. В июле 1942 в районе озера Смолино развернулось строительство ЧТПЗ.[9] Станки монтировали под открытым небом, потом делали навес из досок, и оборудование сразу же включалось в работу. Менее года потребовалось для того, чтобы запустить трубное производство. К военным объектам приравнивалось и сооружение челябинской ТЭЦ-1. В январе 1942 был пущен 1-й агрегат (25 тыс. кВт). В декабре заработал самый мощный в стране турбогенератор (100 тыс. кВт). В 1944 ТЭЦ достигла проектной мощности. В 1941–45 в Чел. были построены и введены в эксплуатацию 19 заводов и 2 фабрики союзного значения. Большую роль в годы войны играла ЮУЖД. С Запада шли боевая техника и войска, на Восток – поезда с эвакуированными людьми и оборудованием. Только за ночь пропускалось в сторону фронта более 120 эшелонов. В 1941 по предложению машиниста локомотивного депо П. А. Агафонова возникли фронтовые колонны паровозов (им. ГКО), которые вскоре появились и на других магистралях страны. Челябинск сыграл огромную роль в обеспечении фронта мн. видами вооружения и боеприпасами[10] .

         Первая информация о вкладе Челябинска в производство гвардейских минометов появилась 8 мая 1972 г. в газете "Вечерний Челябинск", ровно за три года до создания памятника, ставшего визитной карточкой продукции, выпускавшейся челябинцами на заводе им. Д. В. Колющенко в годы военного лихолетья. Именно тогда газета опубликовала статью ветерана завода, бывшего помощника директора В. Гонтаренко "Челябинские "катюши"[11], в которой впервые сообщалось о получении колющенцами срочного и секретного правительственного задания. "Главный конструктор завода Семен Михайлович Тарасов и его специалисты на ходу изучали сложную технологию выпуска "катюш" и снарядов, запускали узлы и производство… Работали по восемнадцать часов, а правильней сказать - столько, сколько было нужно…", - писал В. Гонтаренко. В статье впервые был назван завод и его главный конструктор, которому пришлось осваивать производство "катюш".       На челябинском заводе дорожных машин им.Д.Колющенко в годы войны выпускались знаменитые «Катюши».
В налаживании технологического процесса С. М. Тарасову помогали специалисты, приехавшие с московского завода "Компрессор". Оказалось, что еще летом 1941 г. этот завод получил задание начать производство БМ-13 и снарядов М-13, а в декабре 1941 г. пятеро колющенцев уже получили правительственные награды за освоение выпуска "катюш". Первые машины тогда еще безымянных ракетных установок собирали на улице Труда, там, где сейчас находится одно из производственных помещений табачной фабрики (бывший гараж такси на пересечении улиц Елькина и Труда). Зачехленные машины отправляли по ночам. Знал о ракетных установках только узкий круг людей. Позже, когда поступило оборудование с завода "Компрессор", установку стали собирать в четырех местах: на самом заводе, на улице Труда, в трамвайно-троллейбусном депо, в районе вокзала в здании ГПТУ и "Сельхозтехники". В связи с разбросанностью цехов завода руководить им стало трудно. Было принято решение организовать два завода. Один - собственно завод им.
Д. В. Колющенко, другой "Челябкомпрессор", куда вошли все цехи, находящиеся вне территории завода. Первые ракетные установки выпускали на сталинградских тракторах, позже на машинах "Шевроле", "Студебеккер". Каждый месяц армия получала 45 челябинских "катюш". Кроме того, за годы войны колющенцами было изготовлено свыше миллиона реактивных снарядов.
4. Южноуральцы на фронтах
Великой Отечественной

      С первых дней войны уходили на защиту Родины южноуральцы. Свыше 1 млн. стали участниками боевых сражений и более 150 тысяч из них погибли Нет такого рода войск, где бы ни сражались воины-уральцы.
      Имена многих навечно останутся в памяти поколений. Среди них: В.А.Белобородов, С.И.Кочнев, Н.Д.Сосновский и Герой Советского Союза Г.П.Кунавин, повторившие подвиг А.Матросова. Это выпускники Челябинского училища штурманов А.Бурденюк и А.Калинин – члены экипажа знаменитого летчика Н.Ф.Гастелло, а также выпускники этого же училища лейтенанты В.Н.Самосудов, В.Н.Поликарпов, В.Г.Терещук и выпускник Оренбургской авиашколы, Герой Советского Союза П.Ф. Надеждин, которые повторили подвиг экипажа Гастелло.
      Южноуральцы сражались в партизанских отрядах и были участниками европейского движения Сопротивления.
      Тяжела была участь тех, кто попал в фашистские концлагеря.
      Ратные подвиги южноуральцев были отмечены орденами и медалями. 60 воинов стали полными кавалерами орденов Славы.
      Цифры и факты:       В таблице представлены некоторые населенные пункты области, из которых ушли на фронт и не вернулись воины-южноуральцы

Населенный пункт

Ушли на фронт

Погибли

г. Касли и рн.

Более 4 тыс.

Более 3 тыс.

г.Коркино

-

Свыше 2 тыс.

г.Миасс

Около 15 тыс

Более 7 тыс

г.Нязепетровск и р-н

6 тыс

1309 чел

г.Сатка и р-н

Более 4,5 ыс

Боле 3 тыс

Увельский р-н

Более 6 тыс

-

г.Усть-Катав

Более 2 тыс

Более 500 чел

     60 различных воинских формирований, более 40 соединений и отдельных частей, в т.ч. 6 добровольческих и 10 лыжных батальонов было создано за годы войны на территории нашей области. Только из челябинцев было сформировано 13 воинских частей. В рядах воинских формирований прошли боевой путь около 500 тысяч воинов.
      Среди формирований были такие, как 85-я Челябинская стрелковая дивизия – первая вступившая в бой с фашистскими захватчиками под г. Гродно (в ее рядах было около 18 тысяч воинов-уральцев); 96-я танковая бригада имени Челябинского комсомола (49517 заявлений поступило от жителей нашей области и только 2927 добровольцев были зачислены в бригаду); Уральский добровольческий танковый корпус (3800 км прошли воины-танкисты, в т.ч. более 2-х тыс.км с боями с июля 1943 г. по мой 1945 г.). Более 2 тыс.солдат и офицеров этого объединения были награждены орденами и медалями, 7 из них стали героями Советского Союза.
      27 раз салютовала Москва героям Советского Союза танкистам-уральцам за время войны.
      Около 20 уральских соединений и частей участвовали в битве за Москву.
      За боевые заслуги более 20 челябинских соединений стали орденоносными.
        В списке имен Героев Советского Союза – 224 южноуральца. Из них 77 родились в нашей области, остальные – жили, учились, работали до войны или переехали в Челябинскую область в послевоенные годы. 130 Героев совершили подвиги в Челябинских дивизиях и бригадах.
      В 1995 г. еще двум южноуральцам - фронтовикам было присвоено это высокое звание: П.В.Еремееву и В.В.Самойлину.
      Звания Дважды Героев Советского Союза были удостоены: В.С.Архипов, С.И.Грицевец, К.А.Евстригнеев, И.Ф.Павлов и С.В.Хохряков.

      В промышленности, строительстве, на транспорте нашей области широкое применение нашла трудармия, формировавшаяся по линии Наркома Обороны. В строительные батальоны зачислялись военнообязанные, признанные негодными к строевой службе по возрасту и состоянию здоровья. Большую часть этих формирований составили люди, считавшиеся неблагонадежными по социальному или национальному признаку, были среди них и иностранцы. В годы войны в области проживало около 20 тысяч эвакуированных из Средней Азии и Казахстана, более 7 тысяч евреев и более 6 тысяч эстонцев. К концу войны из 120 тысяч трудармейцев, работавших в нашей области, в живых осталось чуть больше 34 тысяч человек.
      В Челябинске трудармейцы работали на строительстве металлургического завода.
      В экономике военного периода широко использовался и труд несвободного населения – заключенных ГУЛАГа и военнопленных венгерской, германской и румынской армий, а также интернированных из стран Восточной Европы немцев. На спецпоселении находилось 40 тысяч поляков и более 38 тысяч немцев.  Трудящиеся города и области сдали в фонд обороны 323,5 млн. рублей, участвовали в сборе средств на постройку танковых колонн «Имени Челябинского комсомола» и «Челябинский колхозник», подводной лодки «Челябинский комсомолец».
   Весной 1942 г. из добровольцев Челябинска была сформирована 96-я танковая бригада, а в 1943 г. - 63-я добровольческая танковая бригада, которые успешно громили врага, участвуя во многих битвах и сражениях.
   К 1945 г. на предприятиях города и области работало 4 тыс. комсомольско-молодежных бригад, из них - 2300 фронтовых.
   В 1943 - 1945 гг. в Челябинске было развернуто 10 госпиталей, в которых прошли курс лечения тысячи воинов.
   В 1943 - 1945 гг. челябинцы участвовали в восстановлении Сталинграда и хозяйства Курской области[12].

 

         Родина высоко оценила трудовой подвиг южноуральцев: 16 предприятий отмечены государственными наградами, 18 – получили на вечное хранение Красные Знамена Государственного комитета Обороны. Более 10,5 тысяч южноуральцев награждены орденами и медалями, а после войны еще более 100 тысяч получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Цифры и факты:       В Челябинской области за годы войны в 4,5 раза увеличился выпуск промышленной продукции. В 2,2 раза увеличилось производство электроэнергии, в 2 раза – добыча угля.
      В 6 раз возрос выпуск вооружения, причем все тяжелые танки и САУ были собраны на Кировском заводе в Танкограде.
      18,5 тысяч тяжелых танков и самоходных орудий, 48,5 тысяч танковых моторов было выпущено за годы войны. На каждом втором танке, выпущенном в стране, стоял двигатель из «Тангограда».
      Более 50 тысяч танков были «одеты» в магнитогорскую броню и каждый третий снаряд, выпущенный по врагу, был изготовлен из магнитогорского металла.
      7 млн. штук снарядов и 4 млн. штук авиабомб было изготовлено в Миассе.
      Усть-Катавский вагоностроительный завод им.С.М.Кирова в годы войны поставил фронту 12357 танковых пушек, 3096 минометов, 13230 платформ для зениток и другое боевое снаряжение. Первые залпы «Катюш» были сделаны их реактивных снарядами.
      На нужды обороны от металлургов области страна получила чугуна – 11,5 млн. тонн, стали – 13,3 млн.тонн, проката – 9,5 млн.тонн, что составило более трети от их общесоюзного производства.
      Из Челябинской области было отправлено на фронт боле 130 тысяч вагонов снарядов разных калибров.
      На вооружение армии было собрано 323,5 млн. рублей. На формирование Уральского добровольческого танкового корпуса - более 56 млн. рублей. На средства из личных сбережений, сверх плана и во внеурочное время было изготовлено только для воинов этого корпуса 16 танков, 20 орудий, 12 минометов, 75 пулеметов, 22 бронеавтомобиля, 81 грузовик и 47 спецмашины.
      Свыше 180 млн. рублей собрали южноуральцы на строительство танковой колонны «Челябинские колхозники».
      112 тысяч рублей собрал коллектив Нязепетровского завода им.М.И.Калинина на постройку самолета, который назвали «Нязепетровский машиностроитель».
      613 вагонов с теплыми вещами и подарками было отправлено на фронт южноуральцами.
      За годы войны в Челябинской области было подготовлено и отправлено на фронт 5567 пулеметчиков, 3480 автоматчиков, 3021 минометчик, 1894 – сандружиницы и медсестры, 350 врачей.

           Правительство высоко оценило вклад нашего города в Победу, приравняв труд в тылу к ратному подвигу на фронте: в 1946 г. Челябинску вручили на вечное хранение знамена Государственного Комитета Обороны и наградили орденом Ленина. В январе 1980 город был награжден орденом Ленина, как было отмечено в Указе Президиума Верховного Совета СССР, в том числе и за вклад в обеспечение победы советского народа над фашистской Германией.


 

 

Список использованной литературы и источников

1.      Антуфьев А. А. Уральская промышленность накануне и в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург, 1992.

2.      Бибарсова Н.В. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению национальной политики в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Автореф. дисс. ...к.и.н. Челябинск, 1991.

3.       Васильев А. Ф. Промышленность Урала в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. М., 1982.

4.      Вольфсон А. Евреи Уралмаша в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Документальная повесть. Екатеринбург, 1998.

5.      Комар И.В. Урал. Экономико-географическая характеристика. М., 1959.

6.       Михайлов В.А. Дружба и сотрудничество народов СССР в годы Великой Отечественной войны // 50-летие Великой Победы над фашизмом: история и современность. Смоленск, 1995.

7.       Недописанные страницы...: О детях-воинах, детях-жертвах и просто детях, живших в годы второй мировой войны. М., 1996.

8.      Потемкина М.Н. Эвакуация и национальные отношения в советском тылу в годы Великой Отечественной войны (на материалах Урала) ­. Магнтогорск, 2005.

9.       Челябинск. История моего города: Эксперим. учеб. пособие для учащихся основ. шк. Ч., 1999. http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=2418

10.   http://www.kraeved74.ru/

11.   http://www.gorodageroi.ru/archive/Putin/

 


 


 

 

[1] Потемкина М.Н. Эвакуация и национальные отношения в советском тылу в годы Великой Отечественной войны (на материалах Урала) ­. Магнтогорск, 2005.

[2] Комар И.В. Урал. Экономико-географическая характеристика. М., 1959.

[3] Потемкина М.Н. Эвакуация и национальные отношения в советском тылу в годы Великой Отечественной войны (на материалах Урала) ­. Магнтогорск, 2005.­­

 

[4] Михайлов В.А. Дружба и сотрудничество народов СССР в годы Великой Отечественной войны // 50-летие Великой Победы над фашизмом: история и современность. Смоленск, 1995. С. 39.

[5] Бибарсова Н.В. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению национальной политики в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Автореф. дисс. ...к.и.н. Челябинск, 1991. С. 14.

[6] Недописанные страницы...: О детях-воинах, детях-жертвах и просто детях, живших в годы второй мировой войны. М., 1996. С. 227-229.

 

[7] Вольфсон А. Евреи Уралмаша в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Документальная повесть. Екатеринбург, 1998. С. 29.

[8] Васильев А. Ф. Промышленность Урала в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. М., 1982;

[9] Челябинск. История моего города: Эксперим. учеб. пособие для учащихся основ. шк. Ч., 1999. http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=2418

 

[10] Антуфьев А. А. Уральская промышленность накануне и в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург, 1992;

[11] http://www.kraeved74.ru/

 

[12] http://www.gorodageroi.ru/archive/Putin/

 

Дата последнего обновления страницы 18.10.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»